Боянская церковь
Боянская церковь – это религиозная постройка, построенная еще в средневековую эпоху в Болгарии. Она находится в восьми километрах от столицы страны, т.е. от Софии. Ее точное местонахождение – село Бояна, подножие горы под названием Витоша. В 1979 г. произошло включение церкви в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Историческая справка
В десятом веке в населенном пункте сельского значения Бояна была построена первая небольшая церковь, которая была посвящена Н. Чудотворцу и Св. Пантелеимону. Спустя три века по указанию Калояна (севастократ) к этой церкви была пристроена еще одна, которая представляла собой 2-этажное здание, украшенное фресками. Работы по строительству второго здания закончились в 1259 г. Говорят, что одну из фресок украшает надпись, сделанная на ктиторском языке.
Долгое время церковь эксплуатировалась без названия. И лишь потом назвали ее «КАЛОЯНОВА» по имени донатора. В начале девятнадцатого века ансамбль был закончен III-й постройкой. Сейчас при ней действуют три придела, которые возникли из указанных построек-пристроек.
Особенности архитектуры
Итак, как уже было сказано выше, церковь составляют три постройки, построенные в разные эпохи. Надо охарактеризовать их хотя бы в общих чертах:
• Восточная. Церковь с одним куполом, построенная в одиннадцатом веке. В плане ей хотели придать форму равноконечного креста с апсидой в виде полукруга;
• Центральная. Постройка имеет два этажа. Она была построена в тринадцатом веке. На первом этаже размещаются склеп и часовня. В склепе захоронены болгарские бояре, а на втором этаже находится собственно сама церковь. В декорировании фасада задействован такой материал, как керамические изразцы;
• Западная. Здание построено в девятнадцатом веке. Какие-либо украшения отсутствуют.
Материал строительства всех построек – кирпич.
Фрески
Фресковая живопись весьма и весьма своеобразная, так как датируется разными эпохами. Есть живопись, датируемая 1882 г., есть фрески, сделанные с одиннадцатого по пятнадцатый века. Стены постройки украшают двести сорок отдельных фигур и восемьдесят девять композиций. Цикл фресковых композиций признан ценнейшим и представляющим интерес для всех болгарских исследователей.
Живопись Бояны относится к периоду захвата Византийской империи крестоносцами. Она была настолько своеобразной, что местные школы с художественными классами стали популярными. Хоть и наблюдалась близость к византийскому стилю, но болгарский имел свои особенные черты. Речь идет о следующих чертах:
• Плоскостность;
• Жесткость рисунка;
• Четкие контуры;
• Острые черты лица;
• Передача эмоций (душевность, серьезность, мягкость).